@ARTICLE{26543118_99465218_2012, author = {Б. А. Дейч}, keywords = {, внешкольное образование, общественно­-педагогическое движениеземство}, title = {Проблемы внешкольного образования в российской научно-педагогической литературе конца ХIХ — начала ХХ в.}, journal = {Вопросы образования}, year = {2012}, number = {2}, pages = {257-272}, url = {https://archive_vo.hse.ru/2012--2/99465218.html}, publisher = {}, abstract = {Дейч Борис Аркадьевич— кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики воспитательных систем Новосибирского государственного педагогического университета. Эл. адрес: deich67@mail.ru Адрес: Россия, 630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, д. 28.Рассматривается становление системы внешкольного образования в России. Показано, что ее развитию с той или иной степенью успешности способствовали государство, земства и частная инициатива. Движение внешкольного образования представляло собой многообразные учреждения и различные виды деятельности: народные дома, воскресные школы, народные библиотеки, народные чтения, экскурсии и т.д. По мнению автора, разнообразие видов внешкольного образования актуализирует проблемы отбора содержания и классификации основных принципов и методов этого направления педагогической деятельности, а также выбора оптимальной модели организации внешкольного образования. Именно эти проблемы обсуждались на страницах педагогических журналов и в специальной литературе в рассматриваемый период.На основании анализа работ лидеров общественно-педагогического движения, ученых и педагогов показано, что в 90-е годы ХIХ в. — начале ХХ в. постепенно складывается теоретическая основа внешкольного образования: определяется актуальность этого вида педагогической деятельности, формулируются ее основополагающие идеи, выделяются не только организационные, но и научные проблемы и противоречия, осуществляется поиск оптимальных форм и методов работы. Исследование теоретических взглядов показало, что ключевые идеи ученых конца ХIХ — начала ХХ в. в целом не только не противоречат друг другу и основным позициям общественно-педагогического движения того времени, но и во многом согласуются и дополняют друг друга. }, annote = {Дейч Борис Аркадьевич— кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики воспитательных систем Новосибирского государственного педагогического университета. Эл. адрес: deich67@mail.ru Адрес: Россия, 630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, д. 28.Рассматривается становление системы внешкольного образования в России. Показано, что ее развитию с той или иной степенью успешности способствовали государство, земства и частная инициатива. Движение внешкольного образования представляло собой многообразные учреждения и различные виды деятельности: народные дома, воскресные школы, народные библиотеки, народные чтения, экскурсии и т.д. По мнению автора, разнообразие видов внешкольного образования актуализирует проблемы отбора содержания и классификации основных принципов и методов этого направления педагогической деятельности, а также выбора оптимальной модели организации внешкольного образования. Именно эти проблемы обсуждались на страницах педагогических журналов и в специальной литературе в рассматриваемый период.На основании анализа работ лидеров общественно-педагогического движения, ученых и педагогов показано, что в 90-е годы ХIХ в. — начале ХХ в. постепенно складывается теоретическая основа внешкольного образования: определяется актуальность этого вида педагогической деятельности, формулируются ее основополагающие идеи, выделяются не только организационные, но и научные проблемы и противоречия, осуществляется поиск оптимальных форм и методов работы. Исследование теоретических взглядов показало, что ключевые идеи ученых конца ХIХ — начала ХХ в. в целом не только не противоречат друг другу и основным позициям общественно-педагогического движения того времени, но и во многом согласуются и дополняют друг друга. } }